МАОУ "СОШ №27 с УИОП"
город Старый Оскол, Белгородская область
  • Методическая помощь педагогам по работе с детьми “Группы риска”

    БУЛЛИНГ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

    Действия учителей

     · Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если даже Вы уверены, что в вашем классе этого явления нет, и у Вас большой опыт и стаж педагогической работы.

              · Занять позицию. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

    · Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

    · Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и т.д.

    · Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

    · Программа шефства. Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев боулинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

    Действия классных руководителей

    План беседы с детьми должен содержать

    такие ключевые моменты:

    1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

    2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

    3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите ребятам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

    4. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

    Рекомендации учителю по работе с отверженными детьми:

    ► Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.

    ► Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

    ► Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).

    ► Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

    ► Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.

    ► Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.

    ► Следует поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie