МАОУ "СОШ №27 с УИОП"
город Старый Оскол, Белгородская область
  • Психологическая помощь педагогам

    Профессиональное выгорание педагога
    Синдром эмоционального выгорания у учителей

    Бессердечье к себе — это тоже увечье.

    Не пора ли тебе отдохнуть?

    Прояви, наконец, сам к себе человечность, 

    — Сам собою побудь…

    Е. Евтушенко

    Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей (учитель-друг, учитель-товарищ, учитель-руководитель, учитель-проводник, учитель-оратор, учитель-организатор; учитель-эксперт и т.д.).

    Такая разноплановость педагогической деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.

    Работа учителя относится к системе «человек — человек»: она требует высокой вовлеченности и самоотдачи. В определённый момент внутренний ресурс педагога исчерпывается: его не хватает не только на работу, но и для нормальной личной жизни.

    Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм – синдром эмоционального выгорания.

    Что такое эмоциональное выгорание?

    Эмоциональное выгорание – это нарастающее эмоциональное, физическое и психологическое истощение в ответ на длительный стресс.

    Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей все свои силы, эмоции, знания и время.

    Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.

    • Изменения на эмоциональном уровне: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, преобладает чувство одиночества.

    • Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.

    • Изменения интеллектуального состояния: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.

    О профессиональном выгорании учителей в последнее время говорят всё чаще. Но педагоги, которые столкнулись с этой проблемой, не всегда знают, как с ней справиться.

    Профилактика синдрома  эмоционального выгорания

    1. Чётко планируйте работу и расставляйте приоритеты

    • Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение).
    • Разумное осмысление происходящего, контроль эмоций, чёткое планирование дня, правильная расстановка приоритетов, чередование работы и отдыха. Если чувствуете, что теряете интерес к работе, увеличьте личное время: на отдых, спорт, путешествия, общение с друзьями.
    • Распределяйте свою ежедневную нагрузку грамотно. Не нагружайте себя большим объемом задач.

    2. Общайтесь с коллегами

    • Не зацикливайтесь  на работе, не закрывайтесь от своих коллег. Место, где человек проводит большую часть дня, должно быть комфортным и интересным для него.
    • Эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается).

    3. Сформируйте правильный настрой к работе

    • С профессиональным выгоранием, рано или поздно, сталкивается практически каждый учитель. Тут и усталость, и апатия, и желание сменить вид деятельности, и даже что-то кардинально поменять в жизни.
    • Избегайте ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда это невозможно, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным).
    • Определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха.

    4. Участвуйте в жизни школы и внешних активностях

    • Проявляйте активность в нововведениях в школе, будьте инициативными в работе и в общении, тогда и настрой будет оптимистичным.
    • Принимайте участие в профессиональных конкурсах, помогайте детям участвовать в мероприятиях. Это позволит проще относиться к работе и воспринимать окружающую реальность.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie