МАОУ "СОШ №27 с УИОП"
город Старый Оскол, Белгородская область
  • Психологическая помощь родителям

    КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ?

    В современной России школьная профориентация на государственном уровне никак не поддерживается. Надо отметить, что профессиональная ориентация особенно востребована бывает в  кризисные периоды, когда ситуация на рынке труда неоднозначна и непонятна.

    Да, эта работа вменена в обязанности тьюторам, классным руководителям, психологам и в целом школе, но носит несистемный характер. Почему? Во-первых, чрезвычайная загруженность учащихся и школы массой разных дел не позволяет уделить должное внимание этому вопросу; во-вторых, профориентационная работа очень объемна и разнообразна по формам и методам. Это не только психодиагностика различных сторон личности и дальнейшая выдача рекомендаций кому какая профессия «подходит».  Здесь предполагается целый ряд разных направлений деятельности всех участников образовательного процесса:

    - курсы, посвященные планированию жизненных перспектив, личностное самоопределение (в первую очередь);

    - работа с определенными группами и подгруппами по частным проблемам самоопределения;

    - разбор кейсов, реальных и вымышленных ситуаций;

    - профессиональные пробы и т. д.

    Масштаб работы велик, но она того стоит, так как имеет далеко идущие цели, выходящие далеко за рамки школьной жизни. Понятно, что одной школе, а тем более тьютору, школьному психологу эту работу осилить очень сложно. В этой ситуации необходимо тесное взаимодействие с родителями, различными социальными институтами, с самими старшеклассниками, как с самыми заинтересованными лицами.

    По статистике, к окончанию школы только каждый второй выпускник может сказать, что уже окончательно выбрал профессию. По степени влияния на выбор профессии представители социума выстроились в иерархию по уменьшению важности: СМИ – друзья – родители – школа.

    Трудность участия родителей в профессиональном и личностном самоопределении юношей и девушек связана с тем, что:

    - внутренний мир старшеклассника не тождественен внутреннему миру взрослого человека. У них свой набор ценностей, представлений, ориентиров в жизни. В сегодняшней ситуации на первое место у юношества выходят интеллектуальные и волевые ценности: образованность, настойчивость, решительность, целеустремленность, а также хорошее здоровье и презентабельная внешность;

    - в последние годы произошел сдвиг возрастных границ. Это проявляется в том, подростковый кризис затягивается до 9 класса у девочек, у мальчиков до 10-11;

    - многие подростки-мальчики и юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и, особенно, умственных способностей;

    - в современном российском обществе существует неопределенность в построении взаимоотношений между взрослыми и подрастающим поколением (как реагировать на нарушение требований? лишать Интернета – не лишать? что ждать от противоположного «лагеря»?)

    Таким образом, школьная профориентация переживает далеко не лучшие времена, но совместными усилиями, семьи, школы, социальных институтов, возможно, удастся оказать помощь нашим старшеклассниками в профессиональном и личностном самоопределении.

    I. Факторы выбора профессии.

    Для начала, любой родитель должен познакомиться с тремя важными факторами (или шагами) на пути выбора профессии.

    1) Фактор – «ХОЧУ». Каждый старшеклассник задается вопросом: «Кем я хочу стать?», «Чем я хочу заниматься?». Не менее важными вопросами могут стать размышления по поводу: «К  какой социальной группе я хочу принадлежать?», «Какой стиль жизни выбрать?», «Какие цели в ходе профессиональной карьеры могут быть достигнуты?» Это «пусковой» механизм представлен интересами и склонностями человека.

    Интересы – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности («Хочу знать!»). Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес. Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).

    Склонности – устойчивое стремление к определенной деятельности, ее процессу и результату («Хочу делать!»). Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу, киноискусству, но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.

    Безусловно, оптимальным вариантом является гармоничное сочетание интересов и склонностей. Традиционно эти два свойства личности рассматривают в следующих направлениях:

    - работа с людьми,

    - работа с техникой,

    - работа с природными объектами,

    - работа со знаковыми системами,

    - работа с художественными образами.

    В системе работы психологов – консультантов по профессиональному выбору есть достаточное количество диагностических методик помогающих определить круг интересов и склонностей человека (смотри здесь metodkabi.net.ru).

    2) Фактор – «МОГУ». Составляющая «могу» отражает физический, физиологический, психологический, определенный личностный потенциал человека. Одним словом – это задатки и  способности человека.

    Задатки человека -  это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей.

    Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

    В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Существуют также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

    Для определения тех или иных способностей человека применяются не только специализированные тесты, но и профессиональные пробы, наблюдение и анализ повседневной деятельности человека (учеба и работа), обсуждение в группах встреч и т. д. В настоящее время пройти необходимое тестирование можно как в режиме on-line, так и в частных психологических консультациях, в бюджетных центрах занятости.  Сразу хотелось бы сделать несколько предостережений:

    - относитесь к результатам тестирования спокойно, адекватно, в конце концов, любой тест – беспристрастен,

    - всегда дайте себе время тщательно обдумать, обсудить, проанализировать полученные результаты тестирования, собеседования с консультантом.

    3) Фактор – «НАДО». Эта составляющая заключена в потребностях рынка труда и перспектив его развития. Всегда важно, на какой рынок труда вы рассчитываете: местный, региональный, всероссийский, столичный, всемирный.

    Подведем итог: используя представление об этих трех факторах влияющих на профессиональный выбор, родители смогут выстроить эффективную помощь своим детям в ситуации определения будущего.

    Постарайтесь выбрать несколько альтернативных профессий (тем самым вы расширите свои возможности выбора вуза). Оцените достоинства и недостатки каждого варианта, так как у старшеклассников часто не хватает для этого жизненного опыта. Но будьте осторожны! Не пытайтесь идти от своих собственных нереализованных целей в профессиональной сфере.

    И только после того как профессия выбрана, можно заняться выбором вуза, факультета, специальности.

    II. Советы из практики.

    А в этом разделе мы хотели бы дать несколько советов из практики психолога-консультанта по проблемам профессионального самоопределения:

    а) выбирая вуз, учтите, что есть бакалавриат, магистратура, специалитет. Объясните это детям – они не знают;

    б) успешный выбор профессии связан с общей удовлетворенностью жизнью, эмоциональным благополучием в семье и школе, взаимопониманием между детьми и родителями;

    в) выбор профессии, так же  тесно связан и с определением жизненных перспектив, в самом широком смысле;

    г) помните, что способности человека развиваются и проявляются в постоянной деятельности, в собственной активности (одно лишь «декларирование» наличия способностей недостаточно);

    д)  не забывайте о важности здоровья: многие популярные сейчас профессии требуют не столько физического здоровья, сколько психического здоровья, психической выносливости. Ряд профессий связан с сильным эмоциональным напряжением; ненормированным рабочим днем; информационной и интеллектуально перегрузкой; дефицитом времени; хроническими конфликтами;

    е) взгляд человека на труд, профессиональную деятельность, работу формируется в пространстве семьи. У каждого человека есть свое отношение к работе, к своему дел которым он занимается, которое через  механизм «эмоционального заражения» передается детям. Порой взрослые люди об этом даже не догадываются. Насколько родители воспринимают работу как средство самореализации и самовыражения, настолько ребенок усваивает, что удовлетворенность жизнью связана и с работой в том числе.

    III. Ошибки и заблуждения при выборе профессии.

    Ошибка 1. Выбор профессии «за компанию» с другом или подругой.

    Ошибка 2. Ориентированность человека только на внешний престиж профессии.

    Ошибка 3. Обращаясь к проф.консультанту не ждите однозначных рекомендаций по поводу будущей профессии, не перекладывайте ответственность за выбор на чужие плечи.

    Ошибка 4.  Многие считают, что для будущей профессии все способности должны быть хорошо развиты. Это далеко не так и вполне возможно, что придется работать над развитием каких-то способностей (например, ораторские способности).

    Ошибка 5. Совершенно неправильно отождествлять (сопоставлять) школьные предметы и требования профессии. Умение хорошо писать сочинения еще не гарантирует успехов в журналистике (необходимо еще быть мобильным, коммуникабельным, возможно, выносливым, эрудированным и т. п.)

    Путь жизненного и профессионального определения, конечно же, дети должны пройти самостоятельно, но при доверительной поддержке семьи, без диктата, нажима, навязчивости, трансляции нереализованных родительских устремлений. У родителей всегда есть больше возможностей, авторитета, в конце концов, шансов помочь своим детям в ситуации выбора.

    Педагог – психолог                                                           Веретенникова И.В

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie